Маркетри - это разновидность инкрустации, многовековое декоративно-прикладное искусство составления художественной мозаики из различных по цвету и текстуре кусочков шпона экзотических пород древесины, образующих в итоге узор или картину.
Для того, чтобы придать надёжность и долговечность изображению, оно в конце работы фиксируется на твёрдую основу (фанеру или МДФ). Инкрустация - это декоративная отделка материалами одной фактуры и цвета, врезанными в поверхность основы.
Оставьте заявку на подробную консультацию мастера!
Первое упоминание инкрустации датировано египтянами четвёртым веком нашей эры. Изначально подобной техникой выделялись отдельные детали статуй божеств и гробниц фараонов (чаще всего это были глаза) другими материалами. Со временем древние ремесленники разработали способы инкрустирования деревом,драгоценными камнями, металлом, слоновой костью, перламутром и другими экзотическими материалами. При этом технические процессы изготовления на столько отличались друг от друга, что некоторые из них стали определять, как отдельные виды инкрустации.
Так, в середине XVI-го века в Европе, после изобретения станка для производства пиленного шпона появилось и маркетри. Далее, этот стиль получил огромный рост в течение последующих двух столетий, когда европейская экономика стала расширяться и создавать спрос на роскошную мебель. Немаловажную роль в популяризации маркетри сыграл гениальный французский мастер-краснодеревщик по имени Андре-Шарль Буль.
Хотя техника мозаики из дерева была придумана значительно раньше, никто до него не смог, да и мало кто после, так разнообразить и поднять маркетри до уровня изысканного искусства и абсолютного совершенства. К 1672-му году Андре-Шарль Буль стал очень востребованным и начал работать придворным мастером мебельщиком французского короля Людовика XIV-го. До России техника маркетри дошла в начале XVIII-го века, а к середине того же века во времена правления Екатерины 2 окончательно сформировалась Русская школа маркетри.
Все представляют парадные интерьеры Государственного Эрмитажа или Екатерининского дворца и подсознательно может сложиться ошибочное мнение, что искусство наборного дерева подходит исключительно к стилям пышного Елизаветинского барокко или Французского рококо. На самом деле всë зависит от умения мастера, его вкуса и фантазии. Я уверен, что в том или ином виде эта "волшебная" техника идеально подойдёт для любого Вашего дизайнерского проекта.
Например в "классике" также, как в "барокко" и "рококо", просто обязана присутствовать корпусная мебель с фасадами и столешницами, инкрустированными шпоном, но только с более сдержанным и строгим орнаментом, в "модерн" идеально впишется светильник - витраж с бабочками, выполненный с использованием шпона вместо традиционных разноцветных стëкол. "Готику" может украсить большое настенное мозаичное панно на соответствующую тему.
Даже в минималистическом "Хай-теке" панно - абстракция из белого клëна и чëрного эбони не будет смотреться вычурно. Искусство МАРКЕТРИ может присутствовать в интерьере, как для украшения каких-либо предметов (мебель, музыкальные инструменты, шкатулки, нарды, оружие, двери, подносы, книжные закладки), так и отдельно. Портреты и настенные панно в технике маркетри уже давно получили статус самостоятельного вида изобразительного искусства.
К сожалению, во времена Советского Союза, маркетри утратило свою популярность и мастера занимавшиеся этим видом деятельности практически исчезли.
К концу XX-го века в России постепенно интерес к маркетри возвращается, но в начале XXI-го появляются новые технологии, станки с числовым программным обеспечением (ЧПУ). Большинство мастеров ручного труда, по сути, опять остались не у дел, так как орнаментальными узорами столешницы и мебельные фасады начали украшать в производственных масштабах с помощью станков, а стоимость стала значительно доступнее. Тем не менее остались мастера, которые преданны своему делу и ручной работе. Их единицы, но они создают действительно настоящие произведения искусства, в которых ни одна деталь не повторяется, а в работу вложена душа мастера.