МАРКЕТРИ И Инкрустация

Маркетри - это разновидность инкрустации, многовековое декоративно-прикладное искусство составления художественной мозаики из различных по цвету и текстуре кусочков шпона экзотических пород древесины, образующих в итоге узор или картину.

Для того, чтобы придать надёжность и долговечность изображению, оно в конце работы фиксируется на твёрдую основу (фанеру или МДФ). Инкрустация - это декоративная отделка материалами одной фактуры и цвета, врезанными в поверхность основы.

Остались вопросы или сомневаетесь?

Оставьте заявку на подробную консультацию мастера!

первое упоминание

Первое упоминание инкрустации датировано египтянами четвёртым веком нашей эры. Изначально подобной техникой выделялись отдельные детали статуй божеств и гробниц фараонов (чаще всего это были глаза) другими материалами. Со временем древние ремесленники разработали способы инкрустирования деревом,драгоценными камнями, металлом, слоновой костью, перламутром и другими экзотическими материалами. При этом технические процессы изготовления на столько отличались друг от друга, что некоторые из них стали определять, как отдельные виды инкрустации.

Так, в середине XVI-го века в Европе, после изобретения станка для производства пиленного шпона появилось и маркетри. Далее, этот стиль получил огромный рост в течение последующих двух столетий, когда европейская экономика стала расширяться и создавать спрос на роскошную мебель. Немаловажную роль в популяризации маркетри сыграл гениальный французский мастер-краснодеревщик по имени Андре-Шарль Буль.

Хотя техника мозаики из дерева была придумана значительно раньше, никто до него не смог, да и мало кто после, так разнообразить и поднять маркетри до уровня изысканного искусства и абсолютного совершенства. К 1672-му году Андре-Шарль Буль стал очень востребованным и начал работать придворным мастером мебельщиком французского короля Людовика XIV-го. До России техника маркетри дошла в начале XVIII-го века, а к середине того же века во времена правления Екатерины 2 окончательно сформировалась Русская школа маркетри.

МАРКЕТРИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Все представляют парадные интерьеры Государственного Эрмитажа или Екатерининского дворца и подсознательно может сложиться ошибочное мнение, что искусство наборного дерева подходит исключительно к стилям пышного Елизаветинского барокко или Французского рококо. На самом деле всë зависит от умения мастера, его вкуса и фантазии. Я уверен, что в том или ином виде эта "волшебная" техника идеально подойдёт для любого Вашего дизайнерского проекта.

Например в "классике" также, как в "барокко" и "рококо", просто обязана присутствовать корпусная мебель с фасадами и столешницами, инкрустированными шпоном, но только с более сдержанным и строгим орнаментом, в "модерн" идеально впишется светильник - витраж с бабочками, выполненный с использованием шпона вместо традиционных разноцветных стëкол. "Готику" может украсить большое настенное мозаичное панно на соответствующую тему.

Даже в минималистическом "Хай-теке" панно - абстракция из белого клëна и чëрного эбони не будет смотреться вычурно. Искусство МАРКЕТРИ может присутствовать в интерьере, как для украшения каких-либо предметов (мебель, музыкальные инструменты, шкатулки, нарды, оружие, двери, подносы, книжные закладки), так и отдельно. Портреты и настенные панно в технике маркетри уже давно получили статус самостоятельного вида изобразительного искусства.

Времена Советского Союза

К сожалению, во времена Советского Союза, маркетри утратило свою популярность и мастера занимавшиеся этим видом деятельности практически исчезли.

К концу XX-го века в России постепенно интерес к маркетри возвращается, но в начале XXI-го появляются новые технологии, станки с числовым программным обеспечением (ЧПУ). Большинство мастеров ручного труда, по сути, опять остались не у дел, так как орнаментальными узорами столешницы и мебельные фасады начали украшать в производственных масштабах с помощью станков, а стоимость стала значительно доступнее. Тем не менее остались мастера, которые преданны своему делу и ручной работе. Их единицы, но они создают действительно настоящие произведения искусства, в которых ни одна деталь не повторяется, а в работу вложена душа мастера.